Блог

Как начать работать в Google Аналитике. Галопом по отчётам

Как начать работать в Google Аналитике
Надя Пак
4 года в Аналитике

Меня зовут Надя, я работаю с Google Aналитикой последние 4 года. В этой статье я расскажу о базовых инструментах и отчётах, которые будут полезны каждому владельцу сайта, дам подробные объяснения терминам и понятиям.

Google Аналитика (далее GA) — это бесплатный сервис для аналитики веб-сайтов. Он представляет собой счётчик или пиксель, который устанавливается на каждую страницу вашего сайта в самом верху — в теге <head>. Как только вы настроите интеграцию вашего сайта с GA, система начнёт отслеживать все посещения и взаимодействия с вашим сайтом, и вы сможете это всё анализировать. Кабинет GA находится по адресу https://analytics.google.com/.

Если ваш сайт создан с помощью Vepp и использует WordPress в качестве CMS — пиксель GA установится автоматически. Понадобится зарегистрироваться в Аналитике и нажать одну кнопку.

Обзор кабинета и термины

При первом посещении кабинет GA может показаться очень сложным, но пусть это не остановит вас, а только больше раззадорит и вдохновит на изучение!

Рабочая зона Google Аналитики

Рабочая зона всегда делится на следующие части:

  1. Меню стандартных отчётов
    Каждый имеет внутри себя уточняющие отчеты и обзорные общие. Это верхнеуровневая навигация, здесь мы будем переключаться между разделами. Меню доступно всегда, из любого раздела.
  2. Выбор сегмента/ов
    Тут можно смотреть детальный отчет по выбранной аудитории, есть множество стандартных сегментов, но также есть куча возможностей делать свои супермегагибкие сегменты.
  3. Выбор периода для анализа
    Ничего сложного, просто выбираем конкретные даты, которые хотим проанализировать. Тут важно учесть одну особенность: чем период больше, тем данные более обобщённые. Зато легко отследить максимумы и минимумы на длительной дистанции.
  4. Основная рабочая зона, где отображается самое мясо
    Здесь можно выбирать разные графики, добавлять параметры для сравнений, настраивать отображаемые поля... Для начала советую ничего не трогать и смотреть отчёты, заданные по умолчанию, в большинстве случаев их более чем достаточно.

На мой взгляд, Google Аналитика — это мощный и универсальный инструмент, который и новичкам расскажет много полезной информации, и профессионалам подкинет пищи для раздумий. В общем начинайте со стандартных отчётов, а потом уже внедряйте уточняющие настройки, и со временем вы станете гуру веб-аналитики!

Основные отчёты

Перейдем на вкладку Главная в основном левом меню. Тут находится дашборд с несколькими основными отчётами, который GA строит автоматически. Опять же для начала смотрим, что есть по умолчанию:

  • отчет по пользователям, сеансам
  • источники трафика и каналы переходов
  • три отчета: когда, откуда, как
  • анализ страниц сайта

Отчет по пользователям

Отчет по пользователям

Первый и самый важный отчет рассказывает нам о количестве посещений. Обратите внимание на нижний левый угол, там мы выбираем период. Вверху 4 вкладки, по ним можно переключаться, чтобы посмотреть график и проанализировать данные в динамике. Далее углубимся в каждую из метрик.

Пользователи. Была бы рада сказать, что пользователи — это люди, но это не так. GA отслеживает поведение людей в интернете по их «онлайн-следам» — куки-файлам, которые есть у каждого браузера. Поэтому, когда человек заходит на сайт с одного браузера, система его засчитывает как «один пользователь». Если этот же человек вернётся на сайт с другого браузера, то система посчитает его «вторым пользователем».

У каждого из нас сейчас 2-3-5 устройств, с которых мы заходим в интернет: домашний компьютер, планшет, смартфон, рабочий ноутбук. На каждом из устройств установлен свой браузер, даже если этот один и тот же Яндекс.Браузер или Google Chrome, для GA это разные браузеры с разными «кукисами».

Сеансы — это количество посещений одного пользователя. Если он зашел на сайт один раз (из одного браузера), то система покажет 1 сеанс. Если через какое-то время пользователь снова зашёл на сайт с того же самого устройства и браузера, то система посчитает 2 сеанса. Повторные посещения считаются новыми сеансами, если между ними прошло не менее 30 минут.

Посмотрите на график выше: за выбранный период сайт посетило 4000 пользователей, а сеансов было зафиксировано 8400.

Если, имея такие цифры, вы сделаете вывод, что каждый ваш пользователь заходил на сайт ровно 2 раза, то вы в корне будете неправы. Это упрощение. Вполне возможно, что некоторые пользователи заходили 1 раз, а некоторые по 2-6-10 раз.

Показатель отказов. В GA отказом считается посещение одной страницы сайта без перехода на другие страницы и прочие взаимодействия (кнопки, заполнение форм, просмотр видео и др.). При таком кейсе система не может корректно посчитать время, проведённое на ресурсе, и присваивает таким сеансам длительность 0 секунд.

На отказы стоит обращать внимание только в том случае, если вы ожидаете от пользователя перемещения по сайту. Это актуально для интернет-магазинов, где покупатель должен ходить по категориям, открывать разные товары, заходить в корзину и другое.

 

Для одностраничных лендингов показатель отказов можно проигнорировать.

Длительность сеанса показывает, сколько времени пользователь в среднем проводит на сайте. Как и показатель отказов, эту метрику можно воспринимать всерьез только для многостраничных ресурсов. У лендингов длительность сеанса считается плохо, чаще всего присваивается 0 секунд.

Более детальный отчёт смотрите на вкладке «Аудитория».

Источники трафика и каналы переходов

Источники трафика и каналы переходов

Во-первых, хочу заявить — Google знает практически всё. Когда пользователь попадает на сайт, то GA уже в курсе, откуда он перешёл, с какой именно ссылки или баннера, что делал за несколько кликов до вашего сайта, нажимал ли он на рекламу и так далее. В общем информации много, главное суметь её правильно расшифровать и сделать выводы.

Переходы. Это конкретный сайт, с которого пользователь перешел: instagram.com, facebook.com, yandex.ru, mail.ru, my.ispsystem.com и так далее. С помощью этого отчёта легко понять, какой ресурс приносит вам больше всего трафика.

Канал трафика. GA сортирует все переходы на несколько каналов трафика. Что в них зашифровано:

  • direct — прямые переходы на сайт: когда пользователь вбил ваш домен в адресную строку и перешёл, либо ваш домен сохранён у него в закладках.
  • organic search — переходы из поиска Google, Яндекс и др.
  • social — переходы из социальных сетей.
  • referral — переходы с любых сайтов, кроме соцсетей и поисковых систем.
  • other или none — переходы, которые GA не смог идентифицировать.

Более детальный отчёт смотрите на вкладке «Источники трафика».

Три отчёта: когда, откуда, как

Отчеты когда, откуда, как

Далее GA предлагает отчёты по некоторым пользовательским метрикам:

Время суток. По этому отчёту легко понять, в какое время суток на сайте больше всего трафика. Например, если пик активности приходится на 19.00-21.00, то и вы должны быть готовы в это время активно отвечать на запросы людей. Или вы сможете планировать технические работы на сайте, когда трафика минимум.

Сеансы по странам. Отчёт полезен тем, у кого сайт просматривают пользователи со всего мира. Тогда можно добавить дополнительный язык и учитывать культурные особенности. Но для локальных бизнесов, которым не очень интересны пользователи из других стран, этот отчёт не особенно полезен.

Типы устройств. Тут мы смотрим процентное соотношение смартфонов, компьютеров и планшетов. Если сомневаетесь, делать ли ваш сайт адаптивным или запускать ли отдельно рекламу для мобильных устройств, то просто проанализируйте свою аудиторию в этом отчёте. И если доля мобильного трафика большая, позаботьтесь об удобстве мобильной версии сайта: страницы должны быстро загружаться, кнопки лучше сделать побольше, номера телефонов сверстать не текстом, а кликабельными ссылками для быстрой связи.

Анализ страниц сайта

Анализ страниц сайта

Этот отчёт показывает, какие страницы сайта посещают чаще всего. Чтобы посмотреть детальный отчёт переключитесь на вкладку Поведение — Контент сайта — Все страницы. Я очень рекомендую смотреть этот отчёт, чтобы понимать, насколько пользователю интересно и удобно находиться на вашем ресурсе. Рассмотрим несколько кейсов:

Например, вы пишете много статей, но почему-то пользователи их не читают. Возможно у вас сложная навигация, тогда стоит подумать над логикой разводящей страницы.

Или наоборот вы видите, что какая-нибудь не очень интересная страница с юридической информацией получает много просмотров. Попробуйте сделать ссылку на эту страницу менее заметной и броской, спрячьте в футер.

Также советую время от времени проверять ТОП-20 страниц на их доступность. Вполне возможно, что из-за какой-то ошибки, страница больше не отображается по URL, по которому переходят пользователи. Тогда нужно исправить адрес или настроить редирект.

От автора

Начать пользоваться Google Аналитикой легко. Инструмент бесплатный, доступен всем, даёт понимание того, как сделать ваш сайт лучше, удобнее, интереснее. Просматривайте отчеты не реже, чем раз в месяц. Изучайте для себя новые возможности и новые отчеты. Также рекомендую заглядывать в справку Google Аналитики, если у вас возникнут сомнения по поводу метрик, алгоритмов или просто вы не поймете, что значат те или иные термины.

Также напомню, что в Vepp можно отслеживать основные графики, описанные в статье. Отчеты без детализации, они предназначены для быстрого ознакомления с ситуацией. Если заметите странные отклонения, то сможете перейти в интерфейс GA из прямо Vepp и уже там посмотреть более детальные отчеты.

Приятных вам конверсий и красивых графиков!

Как управлять сайтом

Узнайте, как автоматизировать запуск и поддержку WordPress

Смотреть видео
Надя Пак
4 года в Аналитике

Подписывайтесь на статьи от экспертов WordPress


Сайт защищён с помощью reCAPTCHA. Политика конфиденциальности и Условия сервиса Google.

 

 

 

Сайт — это дом. Сколько он будет стоить, до конца строительства не знает никто. Никто, кроме нас.

Вика Федосеенко

Редактор

Могут сломаться рассылки или начаться странности. Может упасть скорость или даже сам сайт.

Настя Кузнецова

Редактор

Люди размещают сайты на виртуальном хостинге, но не знают про общий IP, общие ресурсы и плохих соседей.

Крис Томпсон

Сисадмин хостинга